Actual

Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классах

Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классахДалеко не каждый человек находит свое профессиональное призвание сразу после школы, и идет учиться той специальности, по которой впоследствии будет работать всю свою жизнь. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что работу приходится менять – причем зачастую весьма радикально. И если работа на некоторых должностях не требует от работника особых знаний и специализированного образования, то в некоторых областях наличие высшего образования по специальности является обязательным условием для трудоустройства. В новой статье ответим на вопрос о том, можно ли устроиться в школу без педагогического образования, и какова вероятность того, что в приеме на работу такому соискателю просто откажут.

Как стать педагогом: законодательные требования

Согласно ст. 331 ТК РФ, стать педагогом можно при условии соответствия образовательному цензу, установленному законодательством РФ.

В соответствии с общим правилом, установленным ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273, заниматься педагогической деятельностью могут лица, отвечающие следующим требованиям:

  • наличие среднего или высшего профессионального образования;
  • соответствие существующим квалификационным требованиям и/или требованиям профстандартов.

Квалификационные характеристики педагогического работника предусматривают:

  • продолжительность имеющегося у него педагогического стажа;
  • требования к специализации и имеющимся у педагога направлениям подготовки;
  • наличие у работника образования определенного уровня.

Согласно положениям профстандарта, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н, к образованию лица, занимающего должность учителя, предъявляются следующие требования – у него должно быть высшее или среднее профессиональное образование:

  • по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», или
  • в области, соответствующей преподаваемому предмету, или
  • по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Например, учителем английского языка может работать человек, у которого есть высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», а учителем физкультуры – человек, получивший образование по специальности «Физическая культура и спорт».

Человек, который закончил медфак, может преподавать школьникам химию или биологию.

При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Кроме того, ст. 46 ФЗ № 273 установлены дополнительные условия, определяющие случаи, в которых работать педагогом может человек, не имеющий законченного образования:

  1. Заниматься педагогической деятельностью по программам общего образования могут студенты педагогических ВУЗов, успешно окончившие не менее 3 курсов обучения.
  2. Обучать детей по программам дополнительного образования могут лица, которые получают высшее образование в сфере, соответствующей профилю обучения, при условии, что они успешно закончили не менее 2 курсов обучения.

Уровень образования соискателя подтверждается документами государственного образца: аттестатом, дипломом, свидетельством о профессиональной переподготовке и прочими документами.

Итоговое решение о том, может человек работать в школе или нет, принимает директор учебного заведения. В ходе проведения собеседования он оценивает не только образование соискателя, но и его личностные характеристики, навыки общения с детьми и опыт практической работы.

Что делать педагогам без специального образования, но с большим педагогическим стажем?

Может ли учитель среднего звена преподавать в начальных классахТребования, предъявляемые к уровню образования педагогов, действуют с 1 сентября 2013 года – именно тогда вступил в силу действующий Закон об образовании. До указанной даты единых требований, предъявляемых к уровню образования и квалификации учителей, в законе не было.

Именно поэтому в 2018 году Конституционный Суд указал на недопустимость увольнения учителей, не имеющих специального образования, и принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, при условии, что они успешно осуществляют педагогическую деятельность и проходят все необходимые аттестации (см. Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Кому нельзя работать учителем?

Законодатель выделяет отдельные категории соискателей, которым в трудоустройстве на должность учителя будет отказано даже в том случае, если у них есть профильное педагогическое или иное образование, позволяющее преподавать детям определенный предмет. В соответствии с положениями ст. 331 ТК РФ, а также с требованиями профстандарта, утв. Приказом № 544н, к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • в отношении которых судом было вынесено решение о запрете на работу педагогом;
  • имеющие или имевшие судимость в соответствии с российским законодательством;
  • имеющие статус недееспособных;
  • имеющие определенные заболевания, при наличии которых работать педагогом нельзя.

Что делать, если специального образования нет, а работать учителем хочется?

Стать учителем можно одним из следующих способов:

  1. Получить педагогическое или другое образование в общем порядке (если нет профильного высшего образования, позволяющего преподавать тот или иной предмет).
  2. Получить второе высшее образование или закончить магистратуру по педагогической (или нужной профильной) специальности – это можно сделать, если одно высшее образование уже есть.
  3. Пройти профессиональную переподготовку – если педагогическое образование уже есть, но его направление отличается от той сферы, в которой предстоит работать.

Обучаться можно очно, заочно и даже дистанционно – способ обучения на итоговый диплом не влияет: главное, чтобы у выбранного учреждения была лицензия на оказание образовательных услуг.

Продолжительность обучения зависит от выбранной формы посещения занятий, а также от наличия базового образования – получить второе образование на базе первого можно быстрее, чем базовое образование, которое получают сразу после окончания школы.

Как пойти работать в школу без педагогического образования?

Работа в школе не всегда требует наличия педагогического образования – в любом образовательном учреждении есть должности, не связанные с педагогической деятельностью.

Устроиться на работу можно секретарем, бухгалтером, медсестрой, электриком и так далее – для каждой из этих должностей будут установлены свои требования к уровню образования, квалификации и наличию практического опыта работы.

Итоги

Итак, лицо, не имеющее педагогического образования, может преподавать в школе в том случае, если у него есть образование (среднее или высшее), соответствующее преподаваемому им предмету.

Если специального образования нет, человек может пройти профессиональную переподготовку или получить дополнительное образование.

Если соискатель относится к любой из категорий граждан, которым запрещено работать педагогом, в школу его не примут даже в том случае, если уровень его образования будет соответствовать всем законодательным требованиям.

Источник: «Юридическая азбука»

Учитель начальных классов со средним образованием: профессиональные перспективы

29.12.2017

Время чтения: 10 минут

Педагог – носитель культуры и знаний. Это нужная, интересная и творческая профессия. Именно с первым учителем всегда связаны самые яркие воспоминания детства. Учитель начальных классов закладывает основы будущих знаний, формирует у молодого поколения активную жизненную позицию.

Получить среднее бесплатное заочное образование можно в одном из многочисленных учебных заведений России. Педагогические колледжи предлагают абитуриентам разные формы обучения: дневную, заочную, вечернюю, дистанционную. Высшее заочное образование бесплатно получить сложнее. Часто на бюджет удается поступить обладателям красных дипломов средних учебных заведений.

Особенности работы учителем начальных классов

Учитель начальных классов знакомит ребенка со школой и ее правилами, помогает адаптироваться в новой для него среде, найти друзей среди сверстников и влиться в учебный процесс.

Это и педагог, и наставник-психолог, и воспитатель, а иногда – даже музыкальный работник или учитель физической культуры.

За первые несколько лет в школе дети учатся читать и писать, узнают азы математики, активно развивают творческие способности.

В обязанности школьного учителя входит:

  • составление календарно-тематических планов по каждому предмету на год;
  • написание поурочных планов;
  • проведение уроков и классных часов;
  • ведение классного журнала, выставление оценок и учет посещаемости;
  • планирование и проведение воспитательных мероприятий;
  • организация праздников.

Первый учитель встречает самых маленьких учеников на пороге школы и ведет все предметы первые четыре года обучения. Чем опытнее педагог, тем больше у него наработок, которые можно использовать на занятиях.

Но профессиональные знания периодически нужно обновлять. Для этого существуют курсы повышения квалификации, специальные Интернет-ресурсы, методическая литература.

Прогресс не стоит на месте, каждый год появляются новые методы и приемы обучения, меняется техническое оснащение в аудиториях, меняются и сами дети.

Учитель начальных классов может повысить квалификацию и стать завучем начальной школы, завучем по воспитательной работе, или руководителем районного методического объединения. Также работу в начальном звене можно совмещать с преподаванием отдельных предметов в средней и старшей школе.

От качественной и профессиональной работы первого учителя зависит очень многое: психологический комфорт ребенка и его желание или не желание посещать уроки, отношение к учебе в будущем, сплоченность класса в средней школе. Педагог активно сотрудничает с родителями, он вместе с мамами и папами воспитывает ребенка, передавая свои знания и опыт.

Можно ли сделать успешную карьеру после колледжа

Какое образование должно быть у учителя начальных классов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала выясним, чему учат будущих педагогов в средних учебных заведениях.

Обучение длится 4 года, и выпускники получают диплом младшего специалиста. Студенты колледжей изучают:

  • предметы 10 и 11 классов для получения аттестата;
  • методики преподавания русского языка, математики, чтения, рисования и других предметов начальной школы;
  • педагогику;
  • психологию;
  • философию;
  • основы экологии;
  • социологию;
  • основы права и другие предметы в зависимости от специализации.
Читайте также:  Можно ли перевестись в другой колледж в начале семестра

Педагоги начальных классов также имеют право проводить уроки музыки и физической культуры у младших школьников, они осваивают методики преподавания этих дисциплин. В некоторых колледжах обязательным является обучение игре на фортепиано или другом музыкальном инструменте на выбор.

Часто в среднем учебном заведении студенты выбирают профиль, например:

  • иностранные языки;
  • хореография;
  • музыка.

Студенты профильных групп получают дополнительную квалификацию учителя английского, музыки или хореографии в начальной школе. В дальнейшем по желанию можно расширить профессиональные знания по своему профилю в одном из высших учебных заведений.

Существенным преимуществом колледжей и техникумов является большое количество практических занятий. Практическим занятиям и пробным урокам здесь уделяют больше внимания, чем в университетах.

Как правило, начиная со второго курса, студенты проводят занятия по разным предметам каждую неделю под чутким руководством педагогов и классных руководителей.

На 4 курсе их ждет целый месяц непрерывной практики в одном из классов обычной общеобразовательной начальной школы.

Многие учителя 1-4 классов работают без высшего образования. Теоретических и практических знаний, полученных в среднем учебном заведении, хватает сполна.

При желании, можно совмещать работу с дальнейшим заочным или дистанционным обучением в вузе. Получить заочное профессиональное образование в университете на базе колледжа или техникума проще, чем после 11 классов.

Обычно выпускников средних специальных учебных заведений принимают сразу на 3 курс по результатам собеседования.

Но если студент окончил колледж со специализацией «учитель начальных классов и английского языка в начальных классах» и хочет обучаться дальше на преподавателя английского в старшей школе, ему скорее всего придется начинать учебу с 1 курса.

Привилегии при поступлении в этом случае сохраняются. Но в каждом вузе свои правила поступления и обучения. Поэтому при выборе учебного заведения нужно внимательно изучить все особенности и задать интересующие вопросы в приемной комиссии.

Для того, чтобы стать хорошим и уважаемым преподавателем, достаточно среднего образования. Главное – любить свою работу и постоянно совершенствовать полученные знания.

Где получить заочное образование

Учитель начальных классов – популярная и востребованная профессия. Ее можно освоить во многих государственных и частных учебных заведениях России. Среди них:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Университет Синергия;
  • Московский государственный областной университет;
  • Московский социально-педагогический институт;
  • Зарайский педагогический колледж Государственного социально-гуманитарного университета;
  • Московский Педагогический Колледж № 15.

Все они предоставляют как очное, так и заочное обучение. Выпускники университетов и колледжей могут работать в образовательных учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах), в социальных организациях, частных подготовительных курсах для дошкольников и школьников.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Обучение малышей – ответственное занятие. Нужно не только отлично знать методики преподавания, психологию и педагогику, но и любить свою профессию. Это творческая работа, требующая постоянного личностного роста. Среди преимуществ педагогической деятельности:

  1. Удобный рабочий график.
  2. Длинный отпуск летом.
  3. Возможность проявлять творчество, общаться с молодежью.
  4. Возможность подрабатывать репетитором и получать дополнительный доход.

Есть в этой области и свои недостатки:

  1. Сравнительно невысокая оплата труда.
  2. Нервная работа.
  3. Много бумажной работы: заполнение журналов, составление планов, отчетов.

Тем не менее, желающих стать преподавателями очень много. Приятно наблюдать успехи своих учеников, получать отдачу и позитивные эмоции, когда у ребенка начинает получаться то, что не получалось ранее. Успешный педагог всегда пользуется уважением учеников и родителей.

Как стать учителем начальных классов | АБиУС

  • 18-10-2021
  • Наталья Кичина
  • 10 минут

Что собой представляет профессия учителя начальных классов

У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.

Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.

Чем занимается учитель начальных классов

Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.

Обязанности 

Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:

  • проведение уроков в соответствии с принятыми программами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);
  • разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;
  • составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;
  • проверка усвоенных учениками знаний;
  • индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);
  • беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;
  • охрана жизни и здоровья детей во время обучения;
  • оказание доврачебной помощи;
  • ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);
  • обеспечение хранения тетрадей;
  • контроль посещаемости и успеваемости;
  • ведение установленной документации;
  • подготовка и сдача отчетов руководству;
  • проведение родительских собраний;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • регулярное повышение квалификации;
  • соблюдение локальных нормативных актов.

 

Что преподает учитель начальных классов

В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.

В младших классах изучают:

  • чтение;
  • письмо;
  • основы математики;
  • природоведение;
  • физкультуру;
  • пение;
  • рисование.

В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.

Где может работать 

Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.

Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.

 

Личностные и профессиональные качества

Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.

Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:

  • ораторские способности;
  • терпение и уравновешенность;
  • умение урегулировать конфликт;
  • тактичность;
  • артистизм;
  • ответственность;
  • развитая интуиция;
  • организаторские способности;
  • самоконтроль;
  • дисциплинированность;
  • требовательность;
  • способность быстро принимать решения;
  • любовь к детям;
  • наблюдательность;
  • тактичность.

Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:

  • знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;
  • уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;
  • изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;
  • овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;
  • обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.

001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях).

Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

  • нормативные акты о воспитании ребенка;
  • трудовое законодательство;
  • конвенция о правах ребенка;
  • основы профессиональной этики;
  • узкоспециализированные знания по предмету;
  • методики преподавания;
  • основы психодидактики;
  • приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Какое образование должно быть у учителя начальных классов

Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.

Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.

 Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Где получить образование учителя младших классов

Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.

Читайте также:  Нарушение условий хранения пиротехники

Высшее учебное заведение

Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов). 

Колледж

Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.

Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.

Курсы

Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее. 

В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога. 

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Преподаватель, может ли работать учителем в школе

Консультация

Добрый день, я закончила Башкирский государственный университет, по специальности «Преподаватель, переводчик филолог по специальности филология» (английский и немецкий языки), 2010 г., красный диплом.

На данный момент проживаю в г. Котельниково, Волгоградская область и работаю учителем английского и немецкого языков в средней школе. В ноябре 2016 года, прошла обучение, на цикле «Психолого- педагогические основы», 72 ч.

На данный момент директор школы увольняет меня по причине, несоответствие занимаемой должности. По словам директора, преподаватель не может быть учителем.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

  Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г.

№ 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» разъяснено, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором. У Вас нет педагогического образования. На основании Приказа Минобрнауки РФ от 12.01.2005 N 4 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» Ваше образование  относится к направлению подготовки «Гуманитарные науки», поэтому педагогическим не является. Педагогическим  является образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»  http://zakonbase.ru/content/base/78216 Если Вы не проходили повышение квалификации по направлению деятельности в образовательной организации, т. е. как учитель английского и немецкого языков, то нужно обязательно пройти.  

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Организация сотрудничества учителей начального, основного и среднего образования. Вопросы преемственности

Организация сотрудничества учителей
начального, основного и среднего образования. Вопросы преемственности»

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней
общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических
рук в другие- сложный момент в жизни ребенка.

Меняются, во-первых, его
физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд,
главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими
общими и индивидуальными особенностями.

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой,
но на разных этапах решалась по-разному.

В первые проблема преемственности остро
встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела
самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от
обязательного начального образования к обязательному семилетнему.
Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась главным образом
в различии методов обучения.

Довольно значительными были расхождения в
преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было
обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах
удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы
записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений
текстовых задач.

Во второй раз проблему преемственности пришлось
особенно внимательно решать в начале 70-х гг., когда была введена трехлетняя
начальная школа.

В учебниках и методических руководствах была достигнута
известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном.

Однако в формулировках требований к математической подготовке учащихся,
оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят,
приступающих к учебе в 4 классе, были допущены расхождения, которые оказывали
негативное влияние в течение длительного времени.

В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы
проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей
становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а
начальная школа снова оказывается четырехлетней.

На современном этапе для
успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать
работу как можно раньше. Переход от начальной ступени образования к основной в
современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в
жизни обучающихся.

К ним относятся повышение требований к самостоятельности
ответственности обучающихся, возрастающая сложность предметного содержания
обучения. При переходе из начальной школы в основную обучающиеся преодолевают
сложный психологический барьер.

Это связано со многими причинами: вместо одного
учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить
переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот
основная наша задача.

Чтобы помочь ребёнку, пришедшему из начальной школы,
чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности
педагогического коллектива в нашей гимназии проходит в три этапа:

1.    
Подготовительный.

2.    
Адаптационный.

3.    
Стабилизационный.

Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий,
позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной
школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в
переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.

Основные задачи на подготовительном этапе:

1.    
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и
основной школы.

2.    
Эмоциональная подготовка педагогов  основной школы к работе с
детьми младшего подросткового возраста.

3.    
Подготовка обучающихся и родителей выпускных классов к
продолжению образования в  основной школе.

4.    
Психологическое сопровождение.

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение
совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников
начальной школы к продолжению образования.

Подготовительный этап

Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые
классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Происходит корректировка
учебных программ и учебных планов.

Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят
учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники
основной школы, психологи, логопеды.

Основные направления и формы работы ВТГ:

1.    
Психолого-педагогическое сопровождение: педагогическая
диагностика, психологическая диагностика, проведение
психолого-медико-педагогических консилиумов, консультаций (при необходимости),
коррекционно-развивающей работы.

2.    
Аналитическая работа.

3.    
Организационная и методическая работа: совещание по работе и
принятие программы преемственности, методические консультации по проблеме,
тематические заседания ВТГ, методические оперативки, семинары для классных
руководителей и учителей предметников, круглые столы для выработки общих
требований к обучающимся 4-5-х классов.

Учителя математики выработали рекомендации учителям начальных
классов:

1.    
Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных
методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в
работе с учениками.

2.    
Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро
включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного
времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также
со звонком.

3.    
Использовать формы и методы организации занятий, требующие от
каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой
работы.

Читайте также:  Сдача нко помещения в субаренду тонкости

4.    
постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и
понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать
вслух и анализировать условия задач.

5.    
Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и
словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным
материалам.

6.    
Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения
и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.

7.    
Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления,
систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и
деление, сложение и вычитание.

8.    
После записи примера в несколько действий начинать с выделения
отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки
арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий.

9.    
Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет
речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При
обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и
т.д.) действие именно такое?

10.
Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом
числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки
отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.

Адаптационный период.

Решение проблемы преемственности находится в сфере более
широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что,
обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в
период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в
обществе.

В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а
сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.

Задачи:

1.    
Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х
классов.

2.    
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся
в период адаптации.

3.    
Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы
учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов,
препятствующих успешной адаптации).

4.    
Координация действий педагогического коллектива по формированию
общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе.

5.    
Осуществление промежуточного анализа успешности обучающихся в
адаптационный период.

Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в
основную, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам.

Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и
с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения
которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в
основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего
кабинета появляется кабинетная система.

Распространяется явление
«беспризорности» Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой
предмет, например каждый учитель математики преподаёт «свою» математику.
Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.

Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками
мы выработали план действий по решению проблемы.

План действий по решению проблем адаптационного периода:

1.    
Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей
взаимодействия и взаимопомощи.

2.    
Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень
подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.

3.    
Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и
математике за первое полугодие текущего учебного года.

4.    
Психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося 5 классов.

В основной школе сохраняется основной принцип образовательной
системы – развитие обучающихся.

Учителя приветствуют стремление детей
самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения,
развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского
характера.

Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего
обучения, заложенного в учебниках начальных классов, исключают дублирование
программ, начиная сразу с изучения нового материала.

  •  Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями,
    нарушение обычного эмоционального контакта.
  • Стабилизационный этап
  • Собственно аналитический –это анализ результатов адаптационного
    периода, проводимый психологами совместно с классными руководителями
  • Аналитико –проектировочный проводимый на основании результатов
    первой части. Целью является формирование итогов аналитической работы и
    определение путей решения вопросов и проблем, обозначившихся при подготовке и
    проведении адаптационного периода
  • Как же  можно организовать преемственность между начальной
    школой и средним звеном?
  • Отвечая на этот вопрос мы хотим вам предложить
  • Организация преемственности (этапы)
  • 1.     Методическое
    объединение = начальная школа  + основная школа
  • 2.     Открытые
    уроки в 4 классе + методическое объединение

Учителя основной школы посещают уроки в 4-х классах по своим
предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и
технологий развивающего образования.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со
своими будущими учениками – увидеть их возможности в комфортной для них
обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют
требования, предъявляемые к ученикам и корректируют необходимые умения
(процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.д.).

3.     Совместные
уроки в 4 классе + методическое объединение

Разработка и проведение учителями основной и педагогами
начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут
выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами
основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее
дело, смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои
позиции. А обучающиеся 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником,
что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.
Педагоги должны увидеть, как адаптируются обучающиеся к новым условиям и
требованиям.

4. Диагностика +родительское собрание

         Диагностики 
проводится  в  выпускном  классе  начальной школы с целью
глубокого определения уровня освоения основных предметов начальной школы в
соответствии со стандартами начального общего образования. Ассистентами на
контрольных работах могут быть учителя-предметники, которые будут работать в этом
классе на будущий год.

5.     Уроки
в 5 классе + методическое объединение.

         Регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на
которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие
проблемы.

Принципиально важно учителям-предметникам регулярно встречаться с
учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в
новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана.
По любой проблеме можно выработать коллективное решение.

6.     Методическое
объединение по адаптации пятиклассников.

7.     Диагностика
в 5 классе.

Предложение творческим группам создать модель приемственности

         Проблему преемственности невозможно решить раз и
навсегда, даже  путём однократного, хотя и многостороннего обсуждения. Она
будет вставать вновь и вновь, а с каждым новым поколением будут меняться её
содержание и способы решения, однако пытаться решить эту задачу необходимо.

Стратегия  современного образования ставит перед каждым
работником образования задачи значительной перестройки профессиональной
деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя
границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его
ответственность за результаты своего труда.

В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой
фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой»
направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое
качество обучения, но и новое качество педагогов.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования, говорится
в Профессиональном стандарте, и главное профессиональное качество, которое
педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам это умение учиться.

Профессиональная особенность современного педагога состоит в
том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер
и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя
становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств
образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

Учитель обязан находиться в профессиональной – необязательно
чисто учительской – среде и постоянно искать: новое содержание, новые методы и
практики, новое знание об учащихся. Учитель должен не только учить – но и
постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учатся – не
способны учить других.

Видимо, действительно настал тот момент, когда учитель должен
остановиться и подумать: имеет ли он право работать «по старинке» или надо
«начать новую жизнь», а может «все новое-это хорошо забытое старое». Как бы
громко это ни звучало, но будущее страны в руках педагогов.

А чтобы не только рассуждать, но и действовать во благо детей,
нужны умные советы, общение с коллегами, изучение новинок во всем, надо
научиться самому учиться, надо принимать то новое, что диктует время, Надо
найти в себе силы «разбирать себя по косточкам», чтобы увидеть, где сам силен,
а где надо ещё научиться.

В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало
стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и
как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной
адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень
важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических
приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на
материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью
является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.